На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Club "Tortuga"

86 подписчиков

Как погружались во времена Кусто

Как погружались во времена Кусто

Команда Жака Ива Кусто 1954 год
Команда исследовательского судна "Калипсо" 1954 год

… весь мир узнал о Кусто и о "Калипсо". Прилив приходит волна за волной, и я могу сказать что Кусто закончил на вершине пирамиды, а я один из тех людей, кто ее строил…

Андре Лабан


Вашему вниманию интервью с Андре Лабан одним из сотрудников команды французского исследователя Жака-Ива Кусто. Небольшие истории из жизни этого человека порадуют вас независимо от того являетесь вы дайвером или нет.



Рисунок исследовательского судна "Калипсо"
Картина Андре Лабан "Калипсо"

- Скажите, когда вы занимались подводной охотой, вы использовали гидрокостюмы? Какое другое снаряжение вы применяли?

- Гидрокостюмы?!(удивленно ред.) Я не знал, что такое мокрый костюм! Они просто не существовали для обычных людей. Итак, было холодно. Я начал заниматься подводной охотой в 1946 году. У меня не было никакой защиты от холода, я нырял в основном летом. Было очень много рыбы, но никто не занимался подводной охотой. Я мог стрелять большую рыбу в очень мелкой воде.

- У Вас было подводное ружье или острога?

- Это было ружье, внутри трубки была пружина, а гарпун был с трезубцем, и, конечно, была резинка. Один из моих кузенов работал в компании, производившей подводные ружья, и у меня была возможность их использовать. Эти ружья тогда назывались Tarzan. Tarzan - это название известного фильма и мужчина по фамилии Beuchat использовал это имя как торговую марку. Это длилось не долго, так как американская компания, снявшая фильм, попросила не использовать это название. И тогда он сменил Tarzan на свое имя Beuchat - и компания существует до сих пор. Мои ласты тоже были произведены этой компанией, она была в Марселе. Это были ласты Tarzan, а потом стали Beuchat.
Название изменилось, а ласты остались прежние. Через годы эволюции появились Jetfins. Во время работы на "Калипсо" мы использовали первые костюмы из резиновой пены (неопрена - ред.), они были не очень мягкие... как грубая кожа. В некоторых местах, напрмер, в районе шеи была тонкая резина. Маска для подводного плавания была изготовлена другой компанией, расположенной неподалеку от Тулона, - Squale,что означает акула. Эта компания сделала первую в мире маску где-то в тридцатых.

- Вы начали использовать подводное снаряжение Tarzan, которое впоследствии стало Beuchat. Вы по сей день пользуетесь Beuchat?

- Нет. Однако у меня до сих пор есть ласты Jetfins. Мы использовали ласты такого типа на "Калипсо". Я ушел с «Калипсо» в тысяча девятьсот семьдесят... каком-то, а ласты до сих пор у меня. Я ими пользовался вплоть до прошлого года, но однажды они стали совсем старыми и сломались. Сейчас, я думаю, у меня Scubapro.

Жак Ив Кусто, Андре Лабан и Фредерик Дюма
Слева направо Андре Лабан, Фредерик Дюма, Жак-Ив Кусто (источник фото)

- Как долго Вы работали с Кусто?


Двадцать один год. Мы использовали регуляторы La Spirotechnique. Если Вы знаете? у Кусто был контракт с L'air Liquide. La Spirotechnique - это была французская компания, сейчас я думаю американская. US diver, Aqualung это все была одна компания которая начиналась с L'air Liquide, она делала сжиженые газы, например кислород. А первая жена Кусто, Мелькьер, была дочерью президента L'air Liquide в Японии и восточных странах.

Прохождение Суэцкого канала
Суэцкий канал 1954 год

- В восточных странах - это и в Китае?

- Нет. В те годы Китай не был вовлечен в дайвинг. Вот он был директор этой компании, компании L'air Liquide, в Японии и через отца жены, я думаю, началось сотрудничество Кусто с этой маркой. L'air Liquide создала небольшую компанию под названием Spirotechnique для производства регуляторов. Один из инженеров L'air Liquide Эмиль Ганьян, совместно с Кусто, был изобретателем регулятора. А точнее, одного типа регуляторов, так как в то время многие люди во Франции и может быть в мире работали в этом же направлении. Сегодня много разных регуляторов, но принцип такой же.

Ныряющее блюдце. Судно Калипсо.
Подводное блюдце - батискаф созданный командой Кусто

- Каким человеком был Жак-Ив Кусто?

- Он знал, как сформировать команду из людей без особых квалификаций. Сам Кусто закончил Французскую Морскую Академию, но я не уверен, был ли у него дипломы по дайвингу, океанографии или кинематографии - возможно, нет. Он был морским французским офицером, но он не был ни профессиональным водолазом, ни океанографом, ни режиссером.

Фильм это всегда лучше чем простой рассказ. Когда он обратился во французский военно-морской флот за помощью в переоборудовании судна, он показал им фильм. Он показал им, что было под водой, - и, конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Кусто дал мне один совет: не стоит толкать в разных направлениях, лучше толкать в одном и без остановки. Не стоит толкать слишком сильно, а лучше с одной и той же силой. Я не последовал его совету. Вся его жизнь строилась по этому принципу. Начиная со службы во флоте, он толкал себя к той цели, которой достиг спустя многие годы. Он стал создателем новой религии, религии дайвинга, он был "священник", он был "Иисус", а я был "апостол". Медленно, но уверенно весь мир узнал о нем. Весь мир узнал о Кусто и о "Калипсо". Прилив приходит волна за волной, и я могу сказать что Кусто закончил на вершине пирамиды, а я один из тех людей, кто ее строил.

Андре Лабан и батискаф "Ныряющее блюдце"
Андре Лабан пилотировл "Ныряющее блюдце"

- С Кусто было легко работать?

- Для меня – да: он дал возможность познать многие вещи, которые невозможно было познать в любом другом месте. Например, я принимал участие в разработке "Подводного блюдца" - это была такая маленькая подводная лодка. Мое участие в этом проекте было от А до Я. Помню, как возникла сама идея, это было на «Калипсо», когда Кусто сказал: "Мы должны найти путь погружаться глубже и оставаться под водой дольше." И мы создали и протестировали небольшую капсулу, которая вмещала двух человек - одного пилота и одного наблюдателя. Впоследствии я был одним из пилотов "Подводного блюдца" и погружался до 350 метров. Таким образом, ни одно живое существо не могло бы мне дать такие возможности, какие дал Кусто.

Кусто двигался в одном направлении, и он знал наилучший путь. Он говорил: "Для получения лучших результатов, вы должны использовать самые лучшие инструменты" Например для съемки фильма мы использовали лучшие объективы. Также он говорил: "За обедом всегда выбирайте самую лучшую устрицу. Таким образом, до самой последней, все устрицы будут самыми лучшими". Например, вот я в один прекрасный день был на борту, и Кусто сказал: "Бери камеру, ты сегодня будешь подводным оператором". Это был мой первый опыт съемки под водой. Результат был очень плохим, но в этот день кроме меня на борту был еще повар, а значит, я был лучшим (смеется – ред.). Кусто давал людям возможность познать новое. В начале моей работы на «Калипсо» я не знал, как управлять судном, как-то Кусто сказал: "Сегодня ночью ты будешь дежурным на мостике с двух до пяти". Лодка была оборудована автопилотом, и я не знал как им управлять. При таком подходе результаты не всегда были положительные, но он не нервничал, даже в случае финансовых потерь. Но иногда он мог быть вспыльчивым из-за какой-нибудь мелочи. Однажды был такой случай: один из наших водолазов сказал ему: "У нас есть право на отдых!". "Здесь ни у кого нет прав, кроме меня," - ответил Кусто. Такие случаи бывали не часто, в основном все было без проблем.


- Какой совет вы могли бы дать всем дайверам планеты?

- Во-первых, я хочу сказать, что хороший дайвер -это живой дайвер. У всех есть свои цели в дайвинге. Большинство людей прибывает на Красное море впервые. Они делают фотографии и снимают видео - их результаты почти одинаковы, потому что нет большой разницы межу Севером и Югом Красного моря, между Карибскими и Филиппинскими островами, это все коралловое море. Некоторые дайверы, я бы сказал, что они сумасшедшие, хотят нырять глубоко - к экстремальным пределам, возможным сегодня. Для меня это сумасшествие, но они делают это для своего удовольствия. Я не ныряю бесцельно только ради того, чтобы нырнуть. Я рисую под водой, иногда я погружаюсь с моими внучками, так как они хотят понырять со мной. Я видел много под водой и не ищу что-то новое.

Время Кусто ушло, техника сегодня значительно развилась и это уже другие погружения. Вы не можете нырять самостоятельно, как мы ныряли раньше, вы должны проходить обучение в школе. Сегодня слишком много законов и правил, свобода растворяется.


Пресс-служба ЭЦ Вертикаль 6.04.2010
Копирование статьи целиком или ее части другими ресурсами разрешено только с сохраненим всех прямых активных якорных ссылок, содержащихся в тексте. В конце текста должен быть указан источник http://vertikal.biz

наверх